Переключение передач на автомобиле. Механическая коробка передач, и как научиться, ей пользоваться
Очень много начинающих водителей, особенно представительниц женского пола, боятся управлять автомобилем с механической трансмиссией. Особенно сейчас, когда технический прогресс доходит до того, что на рынке продаж начинают преобладать машины с автоматической коробкой передач.
Многие автолюбители попросту не хотят связывать свою жизнь с трудностями в обучении и использовании механики. Так как в процессе обучения вождению возникает много трудностей с переключением передач. А это отвлекает от дороги и заставляет нервничать неподготовленного водителя и всех участников движения.
Но автоматическая коробка передач так же не идеальна и имеет много недостатков. Большой и очень важный из них, это не бюджетный вариант. Поэтому, не смотря на неудобства, большинство водителей выбирают именно механику. И тут сразу же возникает вопрос, как правильно переключать передачи на механике во время движения? В этой статье мы поможем разобраться с этим вопросом.
Ошибки, совершаемые новичками при включении передач
С помощью этой педали на механике проходит процесс механического отсоединения привода двигателя от привода колес. Поэтому на механике при переключении с пониженной скорости на повышенную либо наоборот нужно выжимать педаль сцепления. Если не усвоить правильность работы с этим механизмом, то вам гарантирован не только скорейший ремонт автомобиля, но и повышается вероятность попасть в дорожно-транспортное происшествие.
Основными ошибками, которые чаще всего возникают при переключении передач у новичков можно назвать следующими:
- Перегазовка или клевок автомобиля (кратковременное торможение двигателем) в момент отпускания педали газа и нажатия на сцепление. Происходит это по причине того, что ученик отпускает газ быстрее, чем выжимает сцепление в случае клевка. Или наоборот, быстро нажимает на сцепление, при этом не отпускает педаль газа, в итоге происходит перегазовка.
- Переносить упор на руку, которой ученик держит руль (тянет руль влево) в момент включения передачи. Такая привычка может легко сбить вас с пути.
- Неправильная работа с рычагом коробки скоростей. Включение передачи происходит не по схеме, а наискосок. Это приводит к тому, что вместо нужной передачи включается совсем другая скорость. Например, вместо первой передачи включается третья, а вместо второй – четвертая. Расположение каждой передачи следует знать еще до того, как впервые сесть за руль. А тренироваться в переключении скоростей лучше на незаведенной машине и точно по схеме. Таким образом, можно избежать разных проблем, например связанных с неправильным переключением во время движения.
- Также начинающие водители часто отвлекают внимание на рычаг коробки скоростей при переключении, вместо того чтобы следить за дорогой. Это категорически запрещено и может привести к аварии, старайтесь не смотреть на него.
- Как показывает практика, сложным становится также выбор момента для последующего переключения или незнание, какую передачу включать при той или иной скорости. Об этом поговорим подробнее чуть ниже.
Также об ошибках начинающих водителей можно узнать из следующего видео:
Правильное переключение во время движения
Часто встречаются ситуации, когда неопытные водители начинают переключаться, не набрав нужную скорость. В конечном итоге это губит не только трансмиссию, но и двигатель авто. При движении по трассам или магистралям переключение должно происходить плавно, передачи следует менять по мере увеличения скорости автомобиля.
У вас не должно быть цели достигнуть самой высшей передачи при маленькой скорости движения автомобиля, как и наоборот, постоянно ездить на высоких оборотах двигателя. Выбирать следует только нужную передачу, соответствующую текущей скорости движения автомобиля. Так как каждая передача имеет свой оптимальный скоростной режим, при котором двигатель работает наиболее эффективно и экономично.
Смотрим полезное видео, как переключать передачи по спидометру или тахометру во время движения:
Особенность вождения авто на механике
Для начинающих водителей могут быть удивительной новостью некоторые нюансы вождения авто с МКПП. Например, что при смене скоростей в коробке передач машина теряет определенную скорость движения. И чем дольше вы медлите с переключением, тем большую скорость утрачивает автомобиль.
Если вам нужно перейти на повышенную передачу, то переключать рычаг нужно быстро, не теряя время на обдумывание этого шага. Но это не значит, что нужно резко "втыкать" рычаг в неправильное положение. Старайтесь заранее приготовиться к включению той или иной передачи, еще до смены скорости. Поскольку от резких и не правильных переключений ваш автомобиль будет сильно страдать.
Помните, что при обгоне автомобиля переключаться не стоит, если вы не гарантируете проделать это быстро и правильно. Особенно это касается тех случаев, когда маневр нужно совершить за минимальный промежуток времени или в экстремальной ситуации.
Как правильно переключать передачи на механике во время движения?
На самом деле действия просты, в процессе езды все отрабатывается до автоматизма:
- В первую очередь следует снять ногу с педали акселератора и, одновременно с этим, до упора выжать педаль сцепления.
- Далее необходимо переключиться на низшую или высшую передачу, в зависимости от того, что вы хотите совершить.
- После этого нужно очень медленно и плавно отпускать педаль сцепления, добавляя при этом газа.
Стоит отметить, что при правильном переключении не должно быть каких-либо толчков или рывков. При этом двигатель не должен сильно реветь, все должно проходить мягко и без лишнего шума.
Со временем вы научитесь чувствовать тот самый момент сцепления в своей машине, момент, когда педаль нужно совсем отпустить и делать это плавно, не доставляя механизмам вреда. КПП - это сложный механизм, большинство водителей никогда не видели его.
При не правильном использовании механизмы преждевременно изнашиваются, приносят вред машине и вашему кошельку при его поломке, берегите свой транспорт. Зная, как правильно переключать передачи на механике во время движения, вы убережете свое средство передвижения от ненужных ремонтных работ. Старайтесь выполнять все действия правильно, и ваше авто прослужит дольше.
Большинство опытных автомобилистов не хотят пользоваться автоматическими трансмиссиями, так как считают их не безопасными, и малоэффективными. Кое в чем они правы. Некоторые автоматические КПП по своим функциями догоняют механические, а где - то и превосходят их. Поскольку стоимость автоматической трансмиссии гораздо больше, то по численности покупок лидирует именно механическая КПП. Она очень практична и почти идеальна во - всем, но иногда начинающие водители не знают, как нужно переключать передачи во - время езды, и старта. Работать по схеме с механической КПП довольно просто, но всегда необходимо придерживаться некоторых правил.
Старт
Для движения автомобиля нужно, прежде всего, включить в нужное положение передачу и открыть подачу топлива для более эффективного ускорения. Оказывается все не так сложно - сцепление, первая передача и газ. Когда автомобиль начинает стартовать, он тратит много усилий на движение с места, по этой причине часто глохнет мотор. Основой плавного трогания автомобиля заключается в синхронном нажатии педали газа и сцепления. Здесь говорится не о том, как использовать педали, а о применении КПП. Автомобилисты предпочитают трогаться с первой передачи, это является очень актуальным, потому что вероятность того, что двигатель заглохнет минимальна. Для включения передачи нужно полностью нажать педаль сцепления, при этом плавными движениями двигайте рычаг. Если сопротивление очень резкое, а КПП издает непонятные звуки, верните рычаг МКПП в исходное положение. Снова отпускайте сцепление и нажимайте педаль, желательно повторить. При включении нужного положения, немного уменьшится усилие рычага, а после, движение его остановится. Произойдет это, так как в конце пазла он столкнется с ограничителем. Для езды в холодное время года или при заморозках, очень кстати будет научиться стартовать с второй передачи. Такой процесс поможет не буксовать колесам и уйти в занос или зарыться в снег. Различий не так уж много. На МКПП нужно выбирать вторую передачу, чтобы не было повышения нагрузки на мотор, балансирование педалями газа и сцепления должно быть относительно тонким. На КПП негативно влияет: 1) резкое переключение рычагом КПП 2) резкое убирание ступни с педали сцепления 3) большая подача топлива. Такие действия очень быстро могут привести к неисправностям.
В движении
При движении машины, важно понять: 1) когда переключать передачи 2) добиться нормальной динамики 3) не допустить поломку коробки передач. В разных источниках описаны рекомендации по использованию каждой передачи и соответствующие для нее скорости. Та скорость, что проведена полностью не правильная, ведь каждая машина имеет свой уровень мощности и у каждой свое передаточное число. Водителям без опыта рекомендуется смотреть на тахометр. Для многих автомобилей диапазоном от 2500 до 3500 об/мин, является экономичная часть работы двигателя. Браться за рычаг не нужно в том случае, если машина передвигается с такой частотой вращения коленвала. Переключение положения у спортивных машин с моторами высоких оборотов производятся иначе. Поэтому стоит не экономить, а пройти необходимо специальный курс по управлению скоростных машин. Когда увеличиваются обороты, нужно сменить положение на выше, при этом выжимать полностью сцепление и быть осторожным, когда рычаг перемещается. Тоже самое необходимо сделать, если падают обороты, но передача должна быть сменена на низкую. Рекомендуется переключать поочередно, применяя каждую передачу в момент разгона. Можно конечно не воспользоваться 1 и 2 ступеней КПП, просто перескакивая их. Не забывайте соблюдать при этом осторожность в работе с педалью сцепления, из - за халатности можно навредить валам КПП. В сложных и тяжелых моментах механическая КПП хороша тем, что позволяет вам подготовиться. Пониженную ступень в механической КПП включаю в частности при:
- Крутом повороте
- Обгоне
- Приближение к большому подъему
В тех случаях, когда применить тормозную систему нельзя, допустим во - время движения по ледяной дороге или на резком уклоне, необходимо тормозить при помощи двигателя. Вам нужно будет акселератор отпустить полностью, а потом поочередно менять передачи на низкие, делать это до того момента, пока транспорт не наберет подходящую скорость. Ни в коем случае не допускайте большого повышения колебаний мотора, и если возможно не пробуйте помогать КПП тормозом. Опытные водители зачастую разбираются в исходящих звуках с мотора. Для того, чтоб на слух переключать ступени, необходимо сперва привыкнуть к своему транспорту. Переключать передачи по ощущению реакции машины, является пиком мастерства. Владелец авто может оценить, как быстро ускоряется его транспорт при нажатии на акселератор, а также во - время повышения оборотов изменяет позицию передачи, делая лучше динамику вашего транспорта. Для этого требуется наличие огромных навыков и привычки к определённому авто.
Вся загадка экономичности
Экономичным диапазоном, как мы уже говорили чуть выше, является 2500-3500 об/мин. При равномерной езде с средней или более высокой скоростью рекомендуется выбирать исключительно его, для меньшего расхода топлива. Многие думают, что если ритмично переходить на высокие ступени и задерживать вращение коленвала в пределах 1000 - 1500 об/мин, то они уменьшать затраты горючего. Такое действие не правильное, чтоб набрать скорость с низких оборотов, машине необходимо больше топлива. На возникшую ситуацию водитель не сможет нормально отреагировать, это будет сложно. Для правильного переключения скорости, нужно понять наличие какой компоновки используется в современных механических коробках передач. В основном пятые и шестые передачи, приготовлены только для уменьшения расхода горючего. Наивысшая скорость очень часто достигается на 4 или 5 передаче, это во многом зависит от численности ступеней. Включив раньше повышенную передачу, это не даст снижение на затрату топлива. Как сказано выше, обороты снизится до минимума.
Общие предложение
Во избежание заблаговременной поломки КПП, износа сцепления или двигателя, необходимо не делать резкие движения рычагом, и правильно уравновешивать педалями, при этом пытаться избегать резких пробуксовок и ударов. Для уменьшения расхода горючего постоянно нужно поддерживать обороты в двигателе при умеренном диапазоне. С наличием МКПП можно притормаживать мотором, тем самым предотвратить попадание в тяжелые ситуации. Изучив правила для переключения, вы тогда сможете наблюдать за своим автомобилем, получив нужную динамику, минимальные затраты и безопасность.
Надо научится на ней ездить, а именно разобраться как переключать передачи.
Наиболее часто встречаемые ошибки новичков при переключении:
- не до конца выжатое сцепление (хруст при переключении передач);
- не точная траектория переключения (движения рычага должны быть прямолинейны и двигаться под прямым углом, а не по диагонали);
- неправильный выбор момента переключения (слишком повышенная передача — автомобиль начнет дергаться или вообще заглохнет, слишком пониженная передача — автомобиль заревет и скорее всего «клюнет»).
Ниже на рисунке представлена схема передач, которая повторяется на большинстве автомобилей, разве что за исключением передачи заднего хода. Очень часто задний ход располагается в районе первой передачи, но для его включения требуется, чаще всего, приподнять рычаг.
При переключении передач, траектория рычага должна совпадать с изображенной на рисунке, то есть при включении первой передачи, рычаг сначала двигается до упора влево и только потом вверх, но не в коем случае не по диагонали.
Алгоритм переключения передач
Допустим автомобиль уже тронулся и в данный момент двигается на первой скорости. При достижении 2-2,5 тыс. оборотов необходимо переключаться на следующую, вторую передачу. Разберем алгоритм переключения:
Шаг 1 : Одновременно отпускаете полностью газ и выжимаете сцепление.
Шаг 2 : Переводите рычаг КПП в положение второй передачи. Чаще всего вторая передача находится под первой, поэтому вам нужно вести рычаг вниз, но при этом легко прижимая его в левую сторону, чтобы он не соскочил в нейтральное положение.
Существует 2 способа переключения: первый описаны выше (то есть без перехода в нейтральной положение). Второй способ заключается в том, что с первой передачи мы переходим на нейтралку (движением вниз и право), а затем уже включаем вторую передачу (движением влево до упора и вниз). Все эти действия выполняются на выжатом сцеплении!
Шаг 3 : Затем добавляем газу, примерно 1,5 тыс. оборотов и плавно отпускаем сцепление без рывков. Все, вторая передача включена, можно разгоняться дальше.
Шаг 4 : Переключение на 3 передачу. При достижении 2-2,5 тыс. оборотов на 2 передаче желательно переключаться на 3, вот тут уже без нейтрального положения не обойтись.
Выполняем действия 1 шага, возвращаем рычаг в нейтральное положение (движением вверх и вправо, здесь главное не увести рычаг вправо дальше центрального положения, чтобы не включить 5 передачу) и из нейтралки включаем 3 передачу простым движением вверх.
На какой скорости какую передачу включать
Как понять когда переключать передачу? Это можно сделать 2 способами:
- по тахометру (числу оборотов двигателя);
- по спидометру (по скорости движения).
Ниже указаны диапазоны скоростей для конкретной передачи, для езды в спокойном режиме.
- 1 скорость — 0-20 км/ч;
- 2 скорость — 20-30 км/ч;
- 3 скорость — 30-50 км/ч;
- 4 скорость — 50-80 км/ч;
- 5 скорость — 80-более км/ч.