Графические задания по теме овощи. Тема «Овощи» (домашнее задание). Рисование пальчиковыми красками «Огород козла Мефодия»
Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : салат, суп, сок, огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.
Игры и упражнения
Игра «Жадина» (детям 4-8 лет)
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)
Игра «Один – много» (детям 4-8 лет)
. До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).
Помидор - помидоры - много помидоров
картофель - картофель - много картофеля (картошки)
баклажан - баклажаны - много баклажанов
перец - перцы - много перцев
кабачок - кабачки - много кабачков
тыква - тыквы - много тыкв
морковь - моркови - много моркови
свёкла - свёклы - много свёклы (свёкол - в значении «много штук»)
лук (луковица) - лук (луковицы) - много лука (луковиц)
репа - репы - много реп
редька - редьки - много редьки (редек - в значении «много штук»)
чеснок - чеснок - много чеснока (много головок чеснока)
петрушка - петрушка - много петрушки
огурец - огурцы - много огурцов
перец - перцы - много перцев (в значении «много штук»)
кочан - кочаны - много кочанов
горошина - горошины - много горошин
стручок - стручки - много стручков
Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец - огурчик - огурчики
помидор - помидорчик - помидорчики
картофель - картошечка - картошечки
баклажан - баклажанчик - баклажанчики
перец - перчик - перчики
тыква - тыковка (тыквочка) - тыковки
редис - редисочка - редисочки
морковь - морковка (морковочка) - морковки
свекла - свеколка (свеколочка) - свеколки
лук (луковица) - лучок (луковичка) - луковички
репа - репка (репочка) - репки
чеснок - чесночок - чесночки
петрушка - петрушечка - петрушечки
укроп - укропчик - укропчики
капуста - капусточка - капусточки
фасоль - фасолинка - фасолинки
Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)
Кабачок большой, а огурец - маленький
картофель крупный, а редис - ... (мелкий)
перец внутри пустой, а морковь - ... (полная)
помидор мягкий, а огурец - ... (твердый)
Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Хорошая грядка - ……. плохая грядка
Старый картофель - …….. молодой картофель
Тяжелый мешок - …… легкий мешок
Большой урожай - ………. маленький урожай
Чистая морковка - ……… грязная морковка
Спелый помидор - …… неспелый помидор
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)
Сок из огурца - огуречный сок
Сок из свёклы - свекольный сок
Сок из лука - луковый сок
Сок из помидоров - томатный сок
Сок из капусты - капустный сок
Сок из тыквы - тыквенный сок
Сок из моркови - морковный сок
.Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Развитие слухового внимания
. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.
Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)
1 помидор - 2 помидора - 5 помидоров
1 огурец - 2 огурца - 5 огурцов
1 кабачок - 2 кабачка - 5 кабачков
1 перец - 2 перца - 5 перцев
1 свёкла - 2 свёклы - 5 свёкол
1 кочан капусты - 2 кочана капусты - 5 кочанов капусты
1 головка чеснока - 2 головки чеснока -- 5 головок чеснока
1 долька чеснока - 2 дольки чеснока - 5 долек чеснока
1 стручок гороха - 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины - 5 горошин
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.
«Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения - например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис - ... (дергают)
Огурцы, помидоры, горох - ... (срывают)
Капусту - ... (срезают)
Картофель - ... (выкапывают)
Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»
Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);
чеснок, редис, свёкла, смородина
кабачки, клубника, огурцы, картофель
ромашка, перец, баклажан, тыква
Игра «Угадай овощ по его части»
.
Кочан – Ботва –
Стручок - Корень –
Долька – Стебель –
Початок – Зубчик–
Клубень – Пучок –
Игра «Кто назовет больше качеств»
. Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет - красный, оранжевый, зеленый...
Вкус - кислый, сладкий, горький...
Форма - круглая, овальная, треугольная...
Поверхность - гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...
Пальчиковая гимнастика
Капустка
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем.
(Имитация движений.)
Овощи
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.
«Урожай»
Рад, два, три, четыре, пять -
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками
Будем есть мы до весны.
Логоритмические упражнения (координация речи и движения)
Картошка
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капустку ловко
И в корзине от земли
Вам в подарок принесли.
(Приседания, наклоны, имитация движений.)
Огород
Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)
Мы пришли на нашу грядку.
Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)
Здесь - капуста, здесь - салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)
Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)
И петрушки корешок. (Руки опустить.)
Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)
Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)
Транскрипт
1 Лексическая тема "ОВОЩИ" ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дети должны знать: названия овощей и их частей; сходство и различие (уметь различать овощи по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь); что овощи растут в огороде, на грядке, их регулярно поливают; что из овощей можно приготовить различные блюда: суп, щи, борщ, салат и т.д.; что овощи можно заготавливать на зиму: солить, консерви ровать, сушить, мариновать; что овощи полезны: в них много витаминов. Расширение словарного запаса детей: названия: огурец, помидор (томат), картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патис сон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; признаки: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; действия: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» Огурец огурчик огурчики, помидор помидорчик помидорчики, картофель картошечка картошечки, баклажан баклажанчик баклажанчики, перец перчик перчики, тыква тыковка (тыквочка) тыковки,
2 редис редисочка редисочки, морковь морковка (морковочка) морковки, свекла свеколка (свеколочка) свеколки, лук (луковица) лучок (луковичка) луковички, репа репка (репочка) репки, чеснок чесночок чесночки, петрушка петрушечка петрушечки, укроп укропчик укропчики, капуста капусточка капусточки, фасоль фасолинка фасолинки. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один много» Помидор помидоры помидоров, картофель картофель много картофеля (картошки), баклажан баклажаны баклажанов, перец перцы перцев, кабачок кабачки кабачков, тыква тыквы тыкв, морковь моркови моркови, свѐкла свѐклы много свѐклы (свѐкол в значении «много штук»), лук (луковица) лук (луковицы) много лука (луковиц), репа репы много реп, редька редьки много редьки (редек в значении «много штук»), чеснок чеснок много чеснока (много головок чеснока), петрушка петрушка много петрушки. Игра «Мы считаем» Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать. Принесли из магазина Мы огромную корзину. В ней много разных овощей, Посчитать-ка их сумей. Ребенок передает овощ стоящему рядом. Один огурец. Второй ребенок отдает огурец следующему. Два огурца. Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» Сок из помидоров томатный,... огурцов огуречный,... моркови морковный,... капусты капустный,... свеклы свекольный; грядка с огурцами огуречная,... морковью морковная,... картофелем картофельная,... кабачками кабачковая,... тыквой тыквенная. Лексический строй речи Поиск антонима «Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец маленький, картофель крупный, а редис
3 ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь... (полная), помидор мягкий, а огурец... (твердый). Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.) Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах? Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать? Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь? Что можно из него приготовить? Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения например: капусту срезают и т.д. Морковь, свеклу, репу, редис... (дергают). Огурцы, помидоры, горох... (срывают). Капусту... (срезают). Картофель... (выкапывают). Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто фель); ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон). Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия) Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей. Я положу в борщ... Я положу в щи.... Я положу в суп.... Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. (Помидоры.) Сидит дед В шубу одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.) Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а... (лук). На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый. (Огурец.) Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я... (свекла). Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.)
4 Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи Меня в них ищи. (Капуста.) Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.) Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. (Репка.) Семьдесят одежек, А все без застежек. (Капуста.)
7 РАСКРАСИТЬ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «сказка» г. Долинск Сахалинской области Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Во саду ли в городе» Составил
Словесно- речевые игры для детей 3-4 лет. «Придумай слово» Давай придумаем тёплые слова (батарея, чай, солнце) -холодные слова(снег, мороз, лёд, ветер) -круглые слова (шар, мяч, часы, луна.) -колючие
КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема урока: «Овощи». Урок с использованием здоровьесберегающей технологии обучения. Тип урока:комбинированный. Цель:расширить и уточнить представления детей об
ПАСПОРТ ПРОЕКТА Проект «Чудеса на огороде» Авторы проекта: учитель-дефектолог Завьялова Н.Н., воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Продолжительность проекта с 6 по 10 октября
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД 43» Занятие по развитию речи В старшей группе «Осенний день год кормит» Автор разработки: Метюрѐва Наталья Васильевна воспитатель первой
Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Наш огород и что на нѐм растѐт» Цель: расширять и углублять знания детей об овощах; дать детям представление об этапах изготовления квашенной
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Величко Ольга Алексеевна почётный работник народного образования, воспитатель МБДОУ детский сад 27 общеразвивающего вида г. Уссурийск, Приморский
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗМЕИНОГОРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОГОНЕК» ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ Принято Педагогическим советом МБДОУ «Змеиногорский
Праздник «Капустные именины» (разновозрастная группа детей с 3-5 лет) Разработчик: воспитатель детского сада Фарзиева Н.Н. Цели праздника:1.обобщить знания детей о признаках осени. 2.Закрепить понятия
21 сентября 28 сентября. Тема недели: Волшебница осень. Рассказать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить
Конспект досуга по познавательному развитию «Дары осени» с элементами театрализации сказки «Репка» средняя группа Разработала Игнатьева Ольга Сергеевна, воспитатель средней группы МДОУ детский сад «Колосок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей в старшей группе «Во саду ли в огороде» Курбанова О.Н. подготовил воспитатель 1 квалификационной категории Программное
Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми в рамках мастер-класса «Овощное ассорти» Номинация: «Предметы эстетического, здоровьесберегающего, профориентацонного и технологического направления
КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Овощи важны, полезны и вкусны» Воспитателя МБДОУДС N 7 Поляковой Ольги Владимировны Г. Сасово Программное содержание:
Тема «Овощи» Цели занятия: Коррекционно образовательная задача: расширение словарного запаса, научиться образовывать словосочетания и построению предложения в форме описания объекта, сформировать у детей
Тема. «Лук полезный овощ. Посадка лука» Цель. Формирование умения правильно высаживать лук. Задачи: 1. Дать элементарные понятия об овощах природных витаминах. Расширить представления детей об условиях,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 11 «Машенька» Конспект фронтального занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по лексической теме «Фрукты
Профессия Овощевод Работу выполнила: Бриль Татьяна Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ ЦРР 5 детский сад «Родничок», Пермский край, г. Чайковский. Кто такой овощевод? Тот,
Дидактические игры на тему "Овощи и фрукты" Цель: Учить детей различать фрукты и овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается.
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новогандичевская средняя школа» Убинского района Новосибирской области Экологический проект «Наш весёлый огород»
Итоговое развлечение по теме: «Осень» Средняя группа «Ромашка» и «Рыбка» Цель: закрепить представление об осени, ее приметах, дарах. Вспомнить, как животные леса готовятся к зиме; Воспитывать положительное
НОД с детьми средней группы на тему: «Вершки и корешки» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи:
Игра-соревнование «Кто больше знает?» по теме: «Овощи и фрукты» в старшей группе. Цель. Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах. Задачи: - закрепить у детей знания об обобщающих понятиях
Министерство образования Российской Федерации Управление образования г. Екатеринбурга Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад 222 620144, г. Екатеринбург, ул.серова,
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательно речевому развитию 2013 год Дата проведения: 2 сентября Время проведения: 9.10 9.30 Место проведения: групповая комната
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 города Каменск-Шахтинский Методическая разработка урока по теме: «Выйдем в сад и огород» Разработала: учитель
Тема: «Сад-огород». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, в том числе навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее
5 класс Тестовая контрольная работа по технологии 6 Обобщение по теме «Технологии растениеводства. Весенний период» Дата Ф.И. (Тестирование (проверка теоретических знаний) 41 баллов. Предлагается 5 вопроса
МКДОУ «Заброденский детский сад 3» Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Огород на подоконнике» Автор проекта: Строкатова Т.А. Тип проекта: творческий, исследовательский, игровой. Возраст детей:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 44 «Ярославич» Конспект занятия во 2 младшей группе «Витаминные посадки» (Познавательное развитие) Воспитатель: Митряшина
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с Программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала:
Салат из сезонных овощей 59 руб Лёгкий салат из помидоров, огурцов и редиса. Заправлен сметаной... 120 Цезарь с курицей Дуэт пекинской капусты и листьев салата, с куриным филе, сыром «Пармезан» гренками
«Господин лук» Цели: -Учить ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; -Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.
Кошкина Анастасия Юрьевна Внеклассное занятие. Характеристика класса: В коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья учатся 13 человек: 12 мальчиков, 1 девочка. Дети отличаются
МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Сценарий летнего досуга в старшей группе «Праздник урожая с Зарань - Дочкой Солнца и Пармой» Воспитатели: Мингалёва Е.В Морарь Е.П. 2015 год пгт Ярега Ведущий:
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Детский дом 4 г. Усинска Составитель: Воспитатель первой квалификационной категории Зарипова Файруза
ПРИЛОЖЕНИЕ Огородный хоровод: сценарий мероприятия Эй, народ, не зевай Собираем урожай: Приглашаем мы народ В огородный хоровод! (Раздаются жетоны с названием овоща) Чтобы праздник был наш дружным Познакомиться
Урок ОБЖ во 2 «Б» классе «Витамины и здоровый организм» Назаренко Татьяна Владимировна учитель начальных классов I квалификационной категории Цели: 1. Объяснить, как витамины влияют на организм. 2. Рассказать
Непосредственно организованная образовательная деятельность старшая группа компенсирующей направленности 10 «В гости к Маше» (обобщение тем: овощи-фрукты) Основная образовательная область «Познавательное
Ответьте на вопросы
От какого слова происходит слово «капуста», что оно означает?
Почему говорят: «Ни один рот без капусты не живет»?
Как называли на Руси вечеринки в честь капусты?
Цветами какого овоща украшали прическу и шляпы придворные дамы во Франции в XVII веке?
Откуда родом картофель?
Почему картофель называют «вторым хлебом»?
Чем полезен морковный сок?
Из какого корнеплода получают сахар?
Что означают выражения: «проще пареной репы», «дешевле пареной репы»?
Какой овощ называют младшим братом редьки? Почему?
Чем занимались крестьяне в Луков день?
Что означает выражение «горе луковое»?
Почему у постели больного ставят блюдечко с натертым луком?
Почему чеснок называют «змеиной травкой»?
Почему помидоры называют «северными апельсинами»?
Зачем настоем ботвы помидоров опрыскивают овощные растения?
Какие овощи называют «синенькими»?
Какой овощ бывает горьким и сладким?
Какие полезные вещи делали люди из тыквы?
Почему в огороде, где растут тыквы, кабачки, огурцы, ставят ульи с пчелами?
Название какого овоща в переводе означает «неспелый», «недозрелый»?
Почему щавель называют «листовым» овощем?
Какие щи называют «зелеными»?
Зелень каких овощей вплетали в венки в Древней Греции?
У каких овощей используют в пищу и корни и листья?
Какие овощи добавляют в рассол при засолке огурцов?
Почему горох называют «зеленой фабрикой азота»?
Что означает выражение «это было при царе Горохе»?
Какие овощи относятся к семейству пасленовых?
Какие овощи относятся к семейству тыквенных?
Отгадайте загадки
В огороде пусто,
Если нет... (капусты).
Угадать совсем нетрудно,
Всякий догадается!
Лист упругий, изумрудный
В кочан завивается. (Капуста.)
Этот алый корнеплод
Сладкий сахар нам дает. (Сахарная свекла.)
Свернулась клубком,
Укрылась хвостом.
Гладкая, крепкая
И зовется... (репкою).
Кругла, как луна,
Как дубрава, зелена,
С хвостиком, как мышка,
Нравится детишкам. (Репа.)
Изогнутые, длинненькие,
А зовут их «синенькие». (Баклажаны.)
Хоть на вкус она горька,
Но внутри бела, крепка.
И на терке ее трут,
Тем, кто заболел, дают. (Редька.)
Тому, кто занемог,
Поможет... (чеснок).
Полезными витаминами
Этот плод богат.
Северными апельсинами
Мы зовем... (томат).
Кто его положит в рот,
Тотчас губы обожжет,
Хоть он острый, как горчица,
Как приправа пригодится. (Острый перец.)
Разноцветный, как фонарик,
Иногда похож на шарик.
Он блестящий, крепкий, гладкий,
Догадались? (Перец сладкий.)
В зеленой избушке
Живут подружки,
Словно бусины круглы,
Изумрудны и малы. (Горошинки.)
Объясните, почему в народе говорят
. «Без капусты щи не густы».
. «Сей лук от семи недуг».
. «Кто ест лук, тот избавлен от мук».
. «Лук да баня все правят».
. «Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят».
. «В нашем краю, как в раю: луку да рябины не проешь и половины».
Составьте рассказ-описание с опорой на план
1. Как называется овощ?
2. Как выглядит овощ?
3. Откуда он родом?
4. Какие полезные вещества содержатся в овоще?
5. Какие блюда можно приготовить из овоща?
Поиграйте в игры
«Слова»
Нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее к капусте (картофелю, моркови и т.д.), и объяснить свой выбор.
Словарь: кочан, оранжевая, каротин, хрустящая, пареная, белок, горькая, квашеная, «змеиная травка», «золотое яблоко», душистый, паприка, «второй хлеб», черная, жгучий, «синенький», «лопатка», печенная, маринованный, горькая, сочный, желтая, «разноцветные фонарики», круглая, овальный, приправа, сахар, фитонциды, борщ, зеленый, корнеплоды, стручок.
Цель: уточнять представления о месте роста плодов овощей и фруктов; упражнять в суффиксальном словообразовании.
Воспитатель (ведущий) показывает детям и называет картинку («Клубника!»), отдает картинку любому из играющих, который должен ответить, где она выросла. («На клубничной грядке!»)
Куст - смородиновый, малиновый, виноградный, крыжовниковый, облепиховый, шиповниковый, ежевичный и т. д.
Дерево - яблоневое, вишневое, персиковое, грушевое, сливовое, апельсиновое, лимонное, мандариновое и т. д.
Цель: развивать моторику ведущей руки; конкретизировать представление о внешнем виде овоща (фрукта).
Материал: незаконченные рисунки овощей и фруктов, цветные карандаши.
В. Засветилась у фотографа фотопленка, поэтому все «фотографии» проявились только наполовину. Помогите закончить изображение!
О вощная грядка
Цель: развивать пластичность движений, стимулировать воображение детей, вызывать сочувствие и бережное отношение к молодым росткам любых растений.
В. Вокруг себя повернитесь, в семена овощей превратитесь!
Дети садятся на коврик - грядку. Закрывают глаза - «спят на земле».
В. Как чувствуют себя семена в земле?
Дети отвечают, если воспитатель дотрагивается рукой до кого-либо из них: «мне здесь тепло», «А мне тяжело под землей и трудно дышать», «А мне пить хочется», «А мне хочется поскорее отсюда выбраться к солнышку» и т. д.
В. Дождик, дождик, полей мою грядку!
Солнышко, солнышко, согрей мою землю!
Воспитатель включает медленную музыку, дети-семена под эту музыку изображают в движениях «пробуждение» семян. Воспитатель также подходит к любому из детей и спрашивает: «Что ты сейчас делаешь?»
- Я пью корешками воду!
- Я маленьким росточком выглянул из земли!
- Я расправил первые два лепестка, тянусь к солнышку!
- Я качаюсь под легким дуновением ветерка и греюсь на солнышке!
- Я умываюсь под теплым дождиком!
- У меня появились цветочки! (Все дети расправляют ладошки и улыбаются - «расцвели».)
Затем все дети раздувают щеки, надувают животики - созревают плоды.
В. Что выросло на моей грядке?
Дети по очереди должны назвать овощ и сесть на свой стульчик за столом. Но при этом нельзя повторять название овоща. Для этого воспитатель выставляет на полотне картинку с изображением названного каждым ребенком овоща.
З апретная картинка
Цель: тренировать внимание, активизировать словарь.
В. Как называется отдел в магазине, где продаются овощи? (Овощной.) В магазине мы выбираем себе овощи (в ряд расставлены предметные картинки с изображением овощей и среди них - несколько фруктов).
Дети хором называют картинки, которые показывает воспитатель, но только овощи, а фрукты называть нельзя. Кто ошибается, выходит из игры.
В еселый повар
Цель: активизировать словарь по теме «овощи - фрукты», «Продукты питания»; упражнять детей в практическом усвоении приемов суффиксального словообразования.
В. Купил веселый повар в магазине разные овощи, фрукты, грибы и ягоды и задумался, что из чего можно приготовить. Ему надо сделать суп, салат, компот, пирог, варенье, пюре, кашу, оладьи и т. п. Поможем ему?
Дети берут по одной картинке с изображением овоща, фрукта, ягоды. Воспитатель называет блюдо: «Суп!»
Каждый ребенок выбирает одну из своих картинок и предлагает название этого блюда: «Суп капустный - щи!», «Суп картофельный!», «Суп свекольный - борщ!» (дети одобряют) , «Суп яблочный!» (дети не принимают).
Ребенок, который ошибся, должен предложить всевозможные блюда из названного им фрукта - из яблок: пюре, компот, варенье.
Затем воспитатель предлагает другое блюдо: «Варенье!» Игра продолжается в том же порядке.
С оковыжималка
Цель: та же.
Дети достают из мешочка угаданные на ощупь фрукты, овощи (или просто на выбор предметные картинки).
В. Сделаем из этих растений сок! Назовите этот сок!
Из свеклы - сок свекольный, из моркови - …; из сливы - …; из капусты - …; из огурца - … и т. д.
П одай десерт!
Цель: активизировать названия фруктов, ягод, упражнять в самостоятельном подборе определений к слову - существительному.
Проводится в виде пальчиковой гимнастики: все дети сжимают кулачок и под диктовку ведущего постепенно разгибают пальчики, считая пять блюд предлагаемого десерта.
Ведущий называет ягоды и фрукты, которые он предлагает на десерт, но обязательно должен расхваливать каждое блюдо: «Наливная груша, сладкая малина, сочное яблоко…» Повторять определения нельзя.
Цель: упражнять детей в подборе синонимов, аналогий к неживому предмету, сравнивая его с человеком; стимулировать развитие воображения.
Воспитатель показывает одну из картинок с изображением овоща или фрукта.
В. Что это вам напоминает? Что еще бывает круглым? Овальным? Треугольным? Оранжевым? Желтым?
У кого может быть вот такой хвостик, как ботва у моркови? (Дети сравнивают зеленые веточки моркови с хвостиком животных.)
Как только у кого-то из детей появилось сравнение с прической девочки (хвостик из волос на голове), воспитатель задает вопросы всем: «Где у овощей руки? Ноги? Голова? Глаза?
В гости к Чипполино
Воспитатель показывает картинку с изображением Чипполино.
В. Из какой сказки этот герой? Кто ее автор? (Джанни Родари.)
Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов.
В. Вы приходите в гости к Чипполино, здороваетесь и называете себя, представляетесь.
Я - Синьор-Помидор: красный, сочный, толстый, важный…
Мы - сестрички-Вишенки: добрые, полезные, красные, веселые…
В олшебник огородник
Цель: стимулировать воображение, развивать умение в сложении основ, создавая новые слова.
В. На волшебном празднике овощи и фрукты подружились. Послушайте стихотворение Н. Кончаловской «Веселый огород»:
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
Засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук
И репуста.
Сельдерошек поспел.
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник!
Расскажите, какие плоды вырастут на волшебном огороде!
Дети в произвольном порядке составляют пары картинок овощей и фруктов, «склеивая» при этом их названия в одно слово: огурец + арбуз = ОГУРБУЗ.
В. В чем его преимущество? (Кожуру от огурца легче чистить и можно кушать, меньше отходов. Серединка от арбуза сочная, сладкая, ее много. Семечки тоже должны быть от огурца - мягкие, чтобы их можно было съесть.)
Так же предложить разобрать преимущества МОРКОПУСТЫ, КАРТОБУЗА, ОГУРЛУКА, ПОМИСОЛНУХА, ПОМИДЫНИ и т. д.
Н еобычные фрукты
Цель: упражнять детей в выделении свойств и признаков объектов, совмещать эти признаки, развивать воображение.
В. Яблоко какое?
(Круглое, овальное, зеленое, красное, желтое, вкусное, кислое, сладкое, сочное, наливное, твердое, гладкое и т. д.)
Воспитатель или ребенок выбирает из другой стопки картинок любой случайный предмет: пингвин - какой? (Черно-белый, неуклюжий, толстый, бегущий, прыгающий, плавающий, скользящий, важный, заботливый.)
В. Наделим яблоко свойствами пингвина - каким станет яблоко?
- Прыгающее яблоко должно иметь ножки, чтобы прыгать.
- Смеющееся яблоко должно иметь рот и глаза, чтобы смеяться.
- Плавающее яблоко бывает на самом деле, т. к. яблоко не тонет в воде.
- Нарядное яблоко - это спелый плод, т. к. он разноцветный, красивый.
К оролева кукуруза
Цель: упражнять в словообразовании, подборе слов-определений к предложенному блюду.
Воспитатель показывает кукурузный початок.
В. К нашему повару в гости приходила королева Кукуруза. Посмотрите, что можно приготовить из кукурузы! (Можно сварить. Кукурузные палочки! Кукурузные оладьи из кукурузной муки! Кукурузные зерна в салате!)
Х орошо - плохо
Цель: упражнять в выделении свойств объекта и определении его значения для человека.
Воспитатель делит детей на две группы. Первая называет только положительные стороны для жизни и здоровья человека, а вторая - только отрицательные (для человека).
Питаться одними яблоками - хорошо или плохо?
Кушать зеленые яблоки или помидоры.
Выращивать груши на яблоне.
Не мыть перед едой овощи и фрукты.
Выращивать фрукты в лесу.
Сварить из фруктов суп.
Игры по теме «Овощи и фрукты» подготовили Л.Ладутько, С.Шкляр
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями овощей. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «овощи».
2. Назвать цвет овощей по образцу: помидор красный, ...и т. д.
3. Соединить линиями овощи с соответствующими фигурами. Назвать форму каждого ово-ща по образцу: «Огурец овальный».
4. Игра «Жадина»: Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.) Чья капуста? (Моя капуста.) И т. д.
5. Рассказать ребенку, что готовят из овощей.
Игра «Какой сок? Какая запеканка? Ка-кое пюре?»: Скажи, как по-другому называется сок (запеканка, пюре) из моркови?
(Морковный сок; морковная запеканка; морковное пюре.) И т. д.
6. Упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы об овощах по предложенному на-глядному плану.
7. Упражнение «Поваренок»: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?
8. Упражнение «Назови правильно»:
Задание 1: Покажи, где огурец, огурцы и т. д. Соедини линиями одинаковые овощи. Задание 2: Взрослый показывает, а ребенок называет овощи. Образец: «Это поми-дор. Это помидоры».
9. Упражнение «Из чего — какой?»: Обведи пунктирные линии и назови, из каких ово-щей и что приготовила мама. Какой (какая, какое) это сок (салат, пюре, запеканка)? [Морковный сок. Овощной салат. И т. д.)
10. Составь предложения по картинкам.
11. Назови овощи. Дорисуй овощи в таблицу. Составь словосочетания по образцу: «Мно-го помидоров. Маленький помидорчик».
12. Упражнение «Нарисуй»: Рассказать ребенку, где растут овощи и как их убирают с грядки. Выполнить предложенные ниже задания.