"если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет. "если хочешь кушать "мишку" - заведи себе сберкнижку" или богатая история любимых конфет Как приготовить конфеты мишка косолапый
Вопреки общему мнению моих друзей, которые в курсе моего музеологического прошлого, важнейшим из искусств для меня является не живопись или архитектура, а искусство декоративно-прикладное: стекло, фарфор, текстиль, мебель и т.д. История вещей и быта, промышленный дизайн, рекламная графика - вот что возбуждает мой исследовательский интерес и заставляет просидеть весь день за компьютером в поисках ответа на какой-нибудь зацепивший вопрос. Например, сегодня вопрос был такой: «Почему Шишкина поставили на фантик»? Казалось бы, где медведи, а где шоколад. А все началось с того, что муж мой любит конфеты «Мишка косолапый». По традиции на новогодние праздники я обычно покупаю мешок любимых в семье конфет: себе - «Осенний вальс», «Птичье молоко» и батончики, а Михаилу Ивановичу - «Мишек». И вот сижу я утром, пью чай с конфетами и как кэролловская Алиса рассуждаю: « Едят ли кошки мошек Миша любит «Мишек». И Шишкин один из его любимых художников, как я ни билась обратить его внимание, к примеру, на Врубеля. Вот интересно, а почему конфеты называются «Мишка косолапый», а не «Утро в сосновом лесу», как называется собственно сама картина? И почему Шишкин? И кто в таком случае является дизайнером обертки? Не сам же Шишкин - должен был быть кто-то на производстве, промышленный дизайнер-график, который разработал макет фантика. И понеслось - весь день я погружалась в сладкий мир кондитерского производства, советского промышленного дизайна и коллекционирования фантиков. Кстати, коллекционирование фантиков от конфет называется «сакуломистика» от лат. sacculum "мешок". Наверняка вы этого не знали
))
"Мишка Косолапый" - самая старая по рецепту и упаковке конфета, которую производят на фабрике «Красный октябрь». Как известно, «Красный октябрь» был образован в 1922 году в результате национализации «Фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений «Эйнем». Надо сказать, что до появления в России в 1867 году фабрики Теодора Фердинанд фон Эйнема ни конфеты, ни шоколад не имели названия. Шоколад обозначался цифрами и упаковывался в фольгу. Покупатели различали его либо по номерам, либо по цвету фольги. Именно Эйнем в тандеме со своим компаньоном Юлиусом Гейсом положили начало рекламе в кондитерской сфере. Особое внимание уделялось звучным названиям: «Ампир», «Миньон», шоколад «Боярский», «Золотой ярлык». На гордо реявших над городом дирижаблях красовались надписи, которые призывали покупать шоколад Эйнема. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Для изготовления рекламы и упаковки фабрика Эйнема привлекала лучших художников того времени, таких как Врубель, Бакст, Билибин и Бенуа.
Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и просвещала. Создавались красочные серии шоколада и конфет на различные темы: в коробки с конфетами вкладывалась коллекционная карточка, на одной стороне которой покупатель видел картинку, а на другой мог прочесть краткую статью энциклопедического характера. Существовали серии «Охота в России», «К 300-летию царствования дома Романовых», «1812 год», «Памятники России», «Клады земли и моря», но нас в данном случае больше всего интересует серия из 12 карточек «Русские художники и их картины», в которую вошло интересующее нас «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, написанное в 1889 году и приобретенное Павлом Третьяковым для своей галереи в том же году.
Нет, он не Шишкин, он другой - это Васнецов. А исторической карточки с Шишкиным в архивах интернета не нашлось.
Серия карточек «Русские художники» вкладывалась в наборы конфет, покрытых шоколадной глазурью, с пралиновой начинкой, помещенной между двумя хрустящими вафлями. Пралине - это миндаль, растертый с сахаром с добавлением какао-масла, очень распространенное лакомство в Германии, на родине Фердинанда Теодора фон Эйнема. Если не считать заменителей какао-масла, эмульгаторов и ароматизаторов, рецептура конфеты за эти годы не изменилась. Серия «Русские художники» вышла в 1896 году, так что рецепту «Мишки» в этом году исполняется 120 лет. А вот что касается собственно названия «Мишка косолапый» и дизайна обертки, то здесь самое интересное впереди.
«Утро в сосновом лесу» (а не «Мишки в сосновом бору»). 1889 г.
Худ. И. Шишкин (мишек писал Константин Савицкий, как мы все хорошо знаем, но поскольку Третьяков при покупке велел стереть его подпись с картины, останемся в классической версии единоличного авторства Шишкина).
Государственная Третьяковская галерея
Практически одновременно с выпуском тематической серии карточек «Русские художники» шедевр Шишкина оказался уже на индивидуальной конфетной обертке, а не на карточках-вкладышах. В Музее истории шоколада и какао «МИШКа» на Малой Красносельской, д.7 в Москве хранится ценнейший экспонат - подлинный фантик "Мишки косолапого" рубежа XIX-XX веков, за которым музейщикам пришлось погоняться по аукционам. Название «Мишка косолапый» родилось, видимо, вместе с дизайном фантика. Когда это произошло - точно сказать сложно, но музейный фантик датируется серединой 1890-х годов. Однако этот фантик, хоть и повторяет полотно Шишкина, еще не является «тем самым» - с медвежатами на бирюзовом фоне. Авторство знаменитого дизайна «мишкиной» обертки принадлежит художнику Мануилу Андрееву, который в 1913 году поместил на обертку сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал шестиконечные Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на Рождество.
«Мишка косолапый» фабрики «Эйнем». Худ. М. Андреев. 1913 год
После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов, поэтому конфета «Мишка косолапый» в обертке по рисунку М. Андреева и по первоначальному рецепту производилась с 1925 года уже на фабрике «Красный октябрь» после национализации «Эйнема».
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ КУШАТЬ "МИШКУ", ЗАВЕДИ СЕБЕ "СБЕРКНИЖКУ
«Мишка» производства «Красного октября» пользовался большой популярностью, экспортировался и стоил в Моссельпроме (пищевой трест Московского совнаркома, объединивший под своим началом кондитерские, мукомольные, пивоваренные и табачные фабрики Москвы), довольно дорого - 4 рубля за килограмм, это были самые дорогие конфеты той поры. Гений агитпропа Владимир Маяковский даже придумал звучный слоган, который тут же был запечатлен на фантике: «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку». Это было единственным нововведением советской эпохи - бирюзовый фон, орнамент из ёлочек, медведи и даже вифлеемские звезды остались на своих местах.
Обертка «Мишки косолапого» производства
фабрики «Красный октябрь».
Нач. 1920-х гг. Худ. М. Андреев.
Кстати, определенную знаковость для массовой потребительской культуры, которую приобрели «Мишки» с начала выпуска на «Красном октябре» в 1925 году, иллюстрирует тот факт, что художник Александр Родченко изобразил именно эту конфету на стене знаменитого конструктивистского здания «Моссельпрома» в Москве. Помимо «Мишки косолапого» на стенах дома красовалась реклама молока и пива «Друг желудка», папирос «Герцеговина Флор» и знаменитый слоган Маяковского: «Нигде кроме, как в Моссельпроме».
«Дом Моссельпрома» в Калашном переулке в Москве.
Арх. Н. Д. Струков, панно - худ. А.М. Родченко и В. Ф. Степанова.
1925 г. В качестве примера «конфект», продающихся в Моссельпроме, приведен именно «Мишка косолапый».
Во время Великой отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный октябрь» было практически остановлено: выпускались шоколадные плитки «Гвардейский» и «Кола» с повышенным содержанием теобромина и кофеина, производились концентраты каш и сигнальные шашки. Тем временем автор знаменитой этикетки 1913 года Мануил Андреев, став одним из родоначальников российского промышленного дизайна, выполняет заказы для винодельческой, парфюмерной, табачной, чайно-кофейной и консервной промышленности. В 1944 году он становится членом Московского Союза художников и преподает рисунок молодым художникам-графикам, среди которых был Леонид Челноков - будущий главный художник фабрики «Красный октябрь».
Главный художник фабрики «Красный октябрь» Леонид Челноков.
1960-е гг.
В 1930-е годы Челноков под руководством Константина Юона занимался в «рабочей студии» при ВЦСПС. Юон, хоть и известен нам по картинам в Третьяковской галерее как пейзажист-традиционалист, возглавлял разработку рекламных плакатов и упаковки в «Моссельпроме». Отслужив в армии и пройдя войну, Челноков вернулся в Москву и по совету своего учителя Мануила Андреева решил попробовать себя на ниве «производственного искусства». Надо сказать, что отец Челнокова Константин Петрович возглавлял в то время литографию фабрики «Красный октябрь», то есть руководил производством упаковки, дизайн которой его сын будет разрабатывать на протяжении 40 лет. А пока начинающего промграфика Леонида Челнокова приняли в штат специализированной художественной мастерской «Главкондитер», находившейся в ведении «Красного октября», где он и проработал 42 года - сначала рядовым оформителем, а затем - главным художником. В мастерской «Главкондитера» он оформлял продукцию московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», «Ударница» и фабрики им. Бабаева.
Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь», Челноков восстановил и переработал этикетки, созданные еще до революции его учителем Мануилом Андреевым для фабрики «Эйнем»: «Золотой ярлык», «Садко», «Вишня в шоколаде», «300-летие Дома Романовых» и, конечно, «Мишка косолапый». В 1958 году он нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. Челноков упростил цветовую гамму первоначальной обертки, сделав «ёлочки» из зеленых бирюзовыми - в цвет фона, убрал декор вокруг надписей и неактуальные вифлеемские звезды. Не могу сказать, что такое упрощение мне нравится - я как раз больше за классическую версию Андреева с вифлеемскими звездами, но художнику виднее - подобный подход мог быть продиктован особенностями производства бумажной упаковки, экономией краски, эстетическими требованиями эпохи в конце концов.
Обертка «Мишки косолапого» образца после 1958 года. Худ. Л. Челноков.
С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, создавая свою вариацию обертки. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишка косолапый» Роспатент закрепил за «Красным Октябрем».
За время работы на «Красном октябре» Леонид Челноков создал сотни эскизов коробок для конфет и конфетных оберток: "Незнайка", "Раковые шейки", "Ну-ка, отними!", "Петушок", "Красный мак", "Стратосфера", "Бенедиктин", "Коровка", "Чебурашка", "Кис-кис", "Трюфели", "Лимонные". Наверно, большинство оберток советских конфет, которые мы помним, созданы именно Леонидом Челноковым. Помимо этого он был замечательным художником, его пейзажи и натюрморты находятся во многих частных коллекциях.
«Красный октябрь» продолжает выпускать карамель «Раковые шейки» в обертке по эскизу Л. Челнокова. Кстати, если раньше меня смущало это название, то теперь не смущает - помимо «раковых шеек», были еще «гусиные лапки» и «утиные носы». Откуда такая любовь к птичьей анатомии в советской кондитерской промышленности - для меня загадка.
КАК РОДИЛАСЬ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
В 1955 году директор «Красного октября» вызвал старшего мастера шоколадного цеха Николая Виноградова и приказал ему срочно изготовить крупную партию конфет "Мишка косолапый". На что получил ответ - "практически это невозможно, кончились запасы миндаля". Директор заявил, что это его мало интересует, делайте из тех орехов, которые есть. Виноградов снял халат и отказался делать халтуру. В конечном итоге была изготовлена пробная партия конфет, где вместо миндаля использовали арахис. Конфеты всем понравились, но назвали их "Красная Шапочка".
ПРОЩЕ - НЕ ЛУЧШЕ
Я говорила, что мне не понравилась тенденция 1950-х к упрощению изображений на обертках? Забудьте - то были цветочки. В наше время эта тенденция перешла нулевую отметку в разряд антихудожественного минуса. Видимо это такая же подделка под обертку, как и находящийся внутри суррогат из искусственных добавок и консервантов - подделка под «те самые конфеты». Для примера - «Белочка» тогда и сейчас.
«Белочка» тогда
О конфетах «Мишка косолапый» не писал разве что ленивый. Этот продукт сопровождает нас с детства, все его ели, все знают, он постоянно мелькает на прилавках магазинов. У этих конфет поистине впечатляющая история. Для меня, например, было открытием, что конфеты «Мишка косолапый» — это продукт не советских кондитеров (я думала, что конфеты были изобретены на заре строительства коммунизма, в 1920-30-е годы), а фабрики «ЭйнемЪ» — предшественника «Красного Октября». Сразу стало понятно присутствие в конфетах пралине. Основатель «ЭйнемЪ» был немцем, а изделия из миндаля, к которым относится и пралине, являются распространенными в Германии сладостями.
(фото найдено в интернете)
Но приступим к самим конфетам — тому, что сейчас выпускается под этим именем фабрикой «Красный Октябрь» . Начнем, как всегда, с изучения сайта производителя — «Красного Октября». Описание этих конфет на сайте дословно выглядит так: «нежное пралине из жареного тертого миндаля с ароматом ванили между слоями вафель». А вот такое оно на фантике: «конфеты глазированные шоколадной глазурью с начинкой между слоями вафель». Казалось бы, мелочь: тут пралине из жареного миндаля, а тут — всего лишь «начинка», без уточнения ингредиентов ее слагающих. Но я не считаю это маловажной информацией, поэтому запомню этот пунктик и вернусь к нему, когда буду рассматривать собственно начинку.
Конфеты, по крайней мере, те, которые оказались у меня, производятся в Москве, на Красносельской, то есть по новому адресу фабрики — на производственной территории концерна «Бабаевский». Допускаю, что конфеты под этим же названием выпускают для «Красного Октября» и на других фабриках, входящих в концерн «Объединённые кондитеры», но я пока таких не видела, поэтому утверждать не берусь.
Оформление обёртки мне нравилось всегда. Всё-таки советские дизайнеры (или тогда их называли художниками?) понимали толк в красоте. Фантик легко узнаваемый, не перегруженный разными ненужными деталями, лаконичный, контрастный.
Я рада, что фабрика «Красный Октябрь» не стала модернизировать дизайн и оставила его практически без изменений (минимальные изменения всё-таки есть: фоновый цвет и шрифты). Не подвела и типографская работа: изображение не «плывет», буквы даже в маленьком кегле легко читаются, для обертки используется отличная бумага.
Глазурь, покрывающая конфету, меня расстроила. Я не ожидала, что на таких легендарных и, прямо скажем, не самых дешевых конфетах производитель будет экономить. Да, я понимаю, что сейчас никуда без пальмового масла (и судя по составу, не только без него одного), но даже с ним некоторым производителям удаётся изображать более приемлемую глазурь. У «Красного Октября» она никакая. То есть вообще никакого вкуса, кроме чрезмерной сладости, глазурь не имеет. Она не насыщенная, не оставляет приятного послевкусия, характерного для качественного шоколада. Она совсем не тает во рту — её надо именно жевать. Единственное, что она даёт — это приторность, которую хочется быстрее запить водой.
Глазурь покрывает конфету более или менее ровно, хотя и не без огрехов.
Теперь начинка. Которая «пралине». Учитывая, что пралине — это смесь из жареного тертого миндаля с сахаром, я пыталась уловить в «Мишке» хоть намёк на миндаль — пусть уж не вкус, так хотя бы аромат. Но нет, бесполезно. Нет ничего — ни вкуса, ни аромата — просто сладкая масса. О содержании в начинке миндаля можно «догадаться», только ознакомившись с составом, то есть поверив своим глазам, а не вкусовым рецепторам. Поэтому, возвращаясь к тому пункту о разнице между «пралине» и «начинкой» во втором абзаце этого поста, я всё-таки склоняюсь к употреблению по отношению к этим конфетам последнего слова. Именно «начинка».
Консистенция начинки недопустимо жесткая. Вафли от такой жесткой начинки, понятное дело, легко отсоединяются, деля конфету на три части: две из них — это вафли с глазурью, а одна часть сама начинка. Ансамбля не складывается, потому что поедать конфету приходится вот этими самыми частями, а не полностью. Такое легкое отсоединение вафель от начинки я считаю признаком некачественной начинки. Технологам надо что-то придумать, чтобы обеспечить начинке бОльшую пластичность.
Единственное, к чему нет претензий (кроме фантика) — к вафлям. Но и то, потому, что я не почувствовала их вкуса вообще. Впрочем, его, наверно, и не должно быть. Я не знаю, для чего они присутствуют в рецепте, но могу предположить, что вафли здесь должны играть роль некой жесткой хрустящей структуры, которая создает контраст с пластичной начинкой. Но так как начинка далека от идеала, то и функция вафель нивелируется.
Я рискую вызвать гнев поклонников конфет «Мишка косолапый», но то, что выпускает под этим именем «Красный Октябрь», покупать не рекомендую.
Но с другой стороны, я и не буду поддерживать модный нынче тренд, что, мол, в советские годы конфеты были настоящими, а сейчас они испортились. Возможно, так оно и есть — раньше конфеты были и вкуснее, и качественнее, а сейчас их не спасает даже громкое имя. Но скажу одно — в своём советском детстве я тоже не понимала прелести этих конфет.
Информация о конфетах «Мишка косолапый»
Состав : шоколадная глазурь (сахар, какао тертое, эквивалент какао масла (растительные негидрогенизированные масла (пальмовое, ши, иллипе, подсолнечное)), какао-порошок, эмульгаторы: лецитин соевый Е476, ароматизатор «Ваниль»), сахар, ядро ореха миндаля тертое, масло какао, вафли (вода питьевая, мука пшеничная хлебопекарная, масло подсолнечное рафинированное дезодорированное, соль, эмульгатор лецитин соевый, разрыхлитель гидрокарбонат натрия), антиокислитель аскорбиновая кислота, ароматизатор «Ваниль».
Пищевая ценность
в 100 г: белки — 6,0 г, жиры — 30,0 г, углеводы — 58,0 г, пищевые волокна — 3,4 г.
Энергетическая ценность
в 100 г: 530 ккал.
«Мишка на Севере», «Мишка косолапый», «Ну-ка, отними!», «Птичье молоко» и, конечно же, «Белочка» — dolce vita советского человека, квинтэссенция шоколадного счастья лакомки, квазиунофантазия кондитерского мастерства, сладкие символы эпохи…
«Мишка на Севере»
Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, получившие такое ласковое название «Мишка на Севере», кондитеры фабрики имени Н. К. Крупской начали выпускать накануне Великой Отечественной войны, в 1939 году. Лакомство настолько полюбилось жителям города на Неве, что даже во время сложнейшего периода жизни Ленинграда, несмотря на все трудности военного времени и осадного положения, фабрика не прекратила производство этих конфет, хотя и приходилось использовать заменители традиционного кондитерского сырья.
Дизайн одной из первых оберток конфеты «Мишка на Севере»
Известный и узнаваемый дизайн обертки конфеты, на которой изображен белый медведь на заснеженных просторах Северного полюса, создала известная художница Татьяна Лукьянова, которая на протяжении многих лет сотрудничала с ленинградской фабрикой.
В СССР «Мишку на Севере» выпускали несколько фабрик
Шли годы, но популярность «Мишки на Севере» все возрастала, поэтому производители сочли необходимым усовершенствовать вкус любимого лакомства, добавив в 60-е годы в состав пралинового корпуса конфеты дополнительные виды орехов, а также расширить линейку кондитерской продукции столь удачной и востребованной марки.
«Мишка косолапый»
Немногие знают, что шоколадные конфеты «Мишка косолапый» — своеобразный советский кондитерский символ — родом не из СССР, а из царской России. Его история началась в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ»», причем сама история создания конфеты давно обросла многочисленными легендами.
Примерно в 80-е годы XIX века на пробу Юлиусу Гейсу, руководителю «Товарищества «Эйнемъ»», принесли конфету: толстый слой миндального пралине был заключен между двумя вафельными пластинами и глазированным шоколадом. Находка кондитеров фабриканту пришлась по вкусу, тотчас появилось и название — «Мишка косолапый». По легенде, в кабинете Гейса висела репродукция картины Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», вследствие чего сначала было придумано название, а позднее и оформление нового лакомства.
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий, 1889 год
Но когда же родился знаменитый фантик? В фонде ЦУНБ имени Н. А. Некрасова находится наиболее полный альбом дореволюционных и советских работ художника Мануила Андреева — автора сладкого символа. В альбоме указана точная дата появления обертки «Мишки косолапого» — 1913 год. Если следовать этой записи, в 2013 году был 100-летний юбилей фантика легендарной конфеты.
В начале 90-х «Мишку косолапого» выпускали даже в США
На обертке художник поместил сюжет картины «Утро в сосновом лесу» в обрамлении зеленых еловых веток и нарисовал Вифлеемские звезды, так как в те годы конфеты были самым дорогим и желанным подарком именно на рождественские праздники. Кстати, утверждал макет обертки уже сын Юлиуса Гейса, Владимир, который с 1907 года после смерти отца возглавил правление «Товарищества «Эйнемъ»».
После 1917 года рисунки и шрифты для этикеток и упаковок заимствовались со старых, «дореволюционных» образцов. Прежними оставались и наименования многих товаров. К тому же с победой Великой социалистической революции все стало всеобщим достоянием, в том числе и рецептуры конфет. Поэтому когда с конца 1920-х годов начали выходить всесоюзные сборники рецептур, каждая советская фабрика могла повторить шедевр другого производителя.
Обертки конфеты «Мишка косолапый»
После Великой Отечественной войны ученик Мануила Андреева Леонид Челноков восстановил произведение своего учителя. Будучи главным художником фабрики «Красный Октябрь» (бывшей «Эйнемъ»), он в 1958 году нарисовал фантик стограммовой конфеты «Мишка косолапый» для Всемирной выставки в Брюсселе, на которой «Красный Октябрь» получил Высшую награду. С этого времени «Мишку» стали выпускать многие кондитерские фабрики СССР, более 20 из которых печатали свою вариацию обертки, видоизменяя шишкинский сюжет. Пользуясь тем, что «Мишка косолапый» не был запатентован, в начале 90-х годов его стали выпускать даже в США. Во второй половине 90-х годов приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишки косолапый»» «Роспатентом» был закреплен за ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь»».
«Ну-ка, отними!»
Популярная в советское время конфета «Ну-ка, отними!» тоже была выпущена более ста лет назад на фабрике «Эйнемъ» благодаря все тому же Мануилу Андрееву. На фантике художник изобразил свирепого вида мальчугана с битой в одной руке и надкусанной плиткой шоколада «Эйнемъ» в другой. Не вызывало сомнений, что мальчик готов на все, чтобы доесть лакомство.
Шоколад «Ну-ка, отними!». Товарищество «Эйнемъ», начало XX века
Конфета зажила самостоятельной жизнью на многих рекламных вкладышах, открытках и объявлениях фабрики «Эйнемъ», став ее визитной карточкой. После революции Мануил Андреев вновь вернулся к образу мальчугана с битой, правда, надпись «Эйнемъ» и «Ъ» с обертки лакомства исчезли. Но в таком виде конфета просуществовала недолго, так как счастливый советский малыш не мог иметь такой свирепый вид, да, к тому же, штаны в заплатах. Поэтому на последующих вариантах этикетки фабрик Наркомпищепрома СССР, а с 1946 года — Министерства пищевой промышленности — мальчик счастливо улыбался.
Обертки конфеты «Ну-ка, отними!»
В 1952 году художник Леонид Челноков, творчески переработав и сохранив фон обертки, нарисовал девочку в синем в горошину платье с конфетой в руке, дразнящей белую собачку. Впоследствии оба персонажа этикетки видоизменились до неузнаваемости, а на некоторых фабриках СССР вообще исчезли, уступив место всевозможным зверюшкам и сказочным героям. Но, несмотря на это, в памяти всех советских мальчишек и девчонок сохранился «челноковский» образ любимого лакомства.
Советский бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь
В современной России бренд конфет «Ну-ка, отними!» получил новую жизнь. Только теперь на фантике вместо девочки и собачки помещен супермен с цветами российского флага на груди, а в обрамлении георгиевской ленточки красуется новое название «Крым. А ну-ка, отбери!"
Реклама новой конфеты «Ну-ка, отними!»
«Птичье молоко»
Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году. Ян Ведель, владелец польской кондитерской фабрики «Е. Wedel», разработал рецепт удивительных конфет, не похожих ни на один кондитерский продукт, производимый до этого. Эти конфеты готовились по рецепту зефира, только без добавления яиц: сахар, желатин, декстроза и ароматизаторы взбивались до состояния «губки». После чего из сладкой массы формировали конфеты и глазировали их шоколадом. Современники дали десерту однозначную оценку: «Он — божественный!» И Ян Ведель, выслушав эти искренние восторги, назвал свое кулинарное творение «Ptasie Mleczko» («Птичье молоко»). Кондитер рассудил просто: «Что еще может желать человек, у которого есть все? Действительно, только птичье молоко».
Коробка конфет «Ptasie Mleczko»
Вкусная история «Птичьего молока» началась в 1936 году
В 1967 году министр пищевой промышленности СССР во время рабочего визита в Чехословакию попробовал это оригинальное лакомство. Вернувшись на родину, чиновник собрал кондитеров крупных предприятий на фабрике «Рот-Фронт», продемонстрировал коробку привезенного «Ptasie Mleczko» и дал им задание изобрести что-то похожее на этот заграничный десерт. Лучшей, по мнению советских граждан, оказалась разработка специалистов фабрики «Приморский кондитер» из Владивостока под руководством Анны Чулковой. Она лично дорабатывала рецепт и экспериментировала с ингредиентами. По ее же инициативе ручной способ резки был механизирован, благодаря чему объемы производства выросли вдвое. За разработку уникальной рецептуры Анна Чулкова даже была награждена орденом Ленина.
Конфеты «Птичье молоко»
Спустя некоторое время после приезда министра из заграницы, в СССР началось массовое производство конфет «Птичье молоко». Советское «молоко» было вкусным — это знали все, а вот какие конфеты были самыми-самыми — вопрос очень субъективный: кто-то доставал именно владивостокскую «птичку», а кто-то искал только московскую. В Союзе «Птичье молоко» производилось в промышленных масштабах на фабриках от Владивостока до Прибалтики, но все равно оставалось в дефиците.
Конфеты «Белочка»
Эту конфету можно назвать символом эпохи ушедшего в историю ХХ века. Ни один праздничный стол, ни один новогодний подарок не обходился без конфет «Белочка». Фантики из плотной бумаги, на темно-зеленом фоне — шустрая белка, а внутри — конфета невероятной вкуснотищи. С орешками.
Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов XX века
Первая «Белочка» появилась в начале 40-х годов прошлого века и производилась «Кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской», которая входила в состав Ленинградского производственного объединения кондитерской промышленности. В советское время объем производства этих популярных конфет достигал тысяч тонн в год. Позже, в 1998 году, был зарегистрирован товарный знак «Белочка». Сегодня права на серию товарных знаков «Белочка» принадлежат компании «Оркла Брэндс Россия».
Современная обертка конфет «Белочка» фабрики имени Н. К. Крупской
Бренды, созданные в Советском Союзе, феноменальны. Они смогли пережить свою страну и остаться такими же популярными и востребованными. Почему? Потому что все еще живет стереотип: «советское — значит качественное», и в магазинах мы ищем продукты со знакомыми названиями, с «тем самым вкусом», знакомым с детства.
Шоколад — изделие, получаемое на основе какао-продуктов и сахара, в состав которого входит не менее 35% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 18% масла какао и не менее 14% сухого обезжиренного остатка какао-продуктов.
Для горького шоколада: не менее 55 % общего сухого остатка какао-продуктов и не менее 33 % масла какао.
Для темного шоколада: не менее 40% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 20 % масла какао.
Шоколадная глазурь
— это глазурь, в состав которой входит не менее 25% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 12% масла какао.
Кондитерская глазурь
— это глазурь, состоящая из сахара, какао-продуктов и жира — заменителя масла какао лауринового или нелауринового типа.
- В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт»), «Мишка на севере» (Фабрика имени Крупской), «Мишка косолапый» («Красный Октябрь») также указано, что они покрыты шоколадной глазурью.
Но на деле глазурь здесь оказалась не шоколадной, а кондитерской. Согласно проведенным экспертами расчетам (основанным на массовой доле сухого обезжиренного остатка какао и известном содержании масла какао в какао тертом и какао-порошке), масла какао в глазури каждого из трех образцов, минимум, в два раза меньше, чем нужно, чтобы глазурь можно было смело назвать шоколадной (не менее 12%).
За некорректное наименование глазури образцы «Мишка на севере» и «Мишка косолапый» занесены в Список товаров с замечаниями.
- В маркировке конфет «Коровка» («РотФронт») было выявлено еще одно несоответствие фактическому составу.
В маркировке этих конфет указано, что в составе глазури — довольно дорогой эквивалент масла какао. Судя по результатам экспертизы, вместо него в глазури содержится смесь растительных жиров со значительной примесью гораздо более дешевого кокосового или пальмоядрового масла. Об этом говорит количество лауриновой кислоты — 3,2%. Между тем, согласно техническому регламенту на масложировую продукцию, содержание лауриновой кислоты в эквиваленте масла какао должно быть не более 1%.