Можно ли христианам есть халяль. Халяль – что это и значение слова, особенности промышленного производства мяса и продуктов питания. Что такое «халяль» и «кошер»
Подскажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу продукты со знаками кашерности?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Кашер у евреев – пища, одежда и предметы культа, ритуально пригодные к употреблению с точки зрения галахи (нормативной части иудаизма). Предписания о кашруте (дозволенности) пищи относятся к продуктам животного происхождения, способам их приготовления и правилам употребления. Разрешаются только «чистые» (тахор) животные, птицы и рыбы (см.: Лев. 11: 2–47). Все «нечистые» (ло тахор) животные, птицы и рыбы и всё полученное от них (молоко, яйца) употреблять в пищу запрещено. Далее галаха определяет способ ритуального убоя (шхита). После убоя туша животного, из которой извлечен седалищный нерв, нутряной жир и выпущена кровь, переходит в категорию кашер. Современные евреи не едины в отношении кашрута. Представители консервативного иудаизма соблюдение его считают необходимым. А сторонники реформизма в иудаизме не считают кашрут обязательным.
Как видим, предписания о кашерной пищи является не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах. Новый Завет отменил все предписания относительно пищи. Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681). Удавленина – тело животного, умершего в тенетах или удушенного каким-либо иным способом. Есть его нельзя, потому что в нем осталась кровь. В основе такого запрещения лежит понимание крови как вместилища души (см.: Лев. 17: 11).
Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно ни какого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.
Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.
Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.
Дата: 16.04.2015 12:26:26
Ирина, г. Липецк
Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?
отвечает протодиакон Дмитрий Половников
Здравствуйте! Мой вопрос к вопросу «Можно ли православному христианину употреблять в пищу продукты, имеющие гриф «халяль», не грех ли это?». При производстве этих продуктов производится молитвенное возношение духовного представителя этой организации, не только единожды, возможно и каждый день.
Христос воскресе, Ирина. Комитет по стандарту «Халяль» при Духовном управлении мусульман Республики Татарстан был создан в 2005 году для осуществления контроля производства и реализации халяльной продукции. В этот же год Комитетом были разработаны «Общие требования по производству и реализации продукции маркированной «халяль». В этом документе определены требования как к сырью, используемому при производстве продуктов «Халяль», так и к персоналу, производственным помещениям, транспортным средствам, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке, а также и требования к порядку освидетельствования на предмет соответствия продукта нормам Ислама.
21 сентября 2009 года Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России зарегистрировало «Систему добровольной сертификации продукции и услуг на соответствие канонам Ислама — Система Халяль (Halal)» (номер регистрации: РОСС RU.K587.04 ИХ01) и знак соответствия, которые разработали Комитет по стандарту «Халяль».
В этом стандарте ничего не говориться об молитвенном возношении духовного представителя организации ни единожды, ни, тем более, каждый день.
Моментом, который может вызвать спор, является момент забоя животного, который должен совершаться с произнесением слов: «Бисмиллях, Аллаху акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!»). Но, при этом, халяльное мясо идоложертвенным в библейском понимании не является. Мусульмане приносят в жертву животных в определённое для этого время, читая ряд молитв и выполняя ритуальные действия. При производстве халяльного мяса этих действий не совершается, как и не произносятся те молитвы, которые совершаются при жертвоприношении. Например, при жертвоприношении нужно, чтобы животное лежало на левом боку и направление его головы тоже определено. Для производства разрешенного мусульманам мяса этого не требуется.
Убой животных для производства халяльного мяса должен совершаться совершеннолетним, в здравом уме, как правило, мусульманином, независимо от национальности. Но допускается забивание животного и представителями других вероисповеданий, при условии, что они веруют в Единого Бога — т.е. иудеями и христианами.
Человек, осуществляющий забой животного или руководящий процессом забоя, одновременно с перерезанием основных шейных артерий должен произнести фразу: «Бисмиллях, Аллаху акбар» или более короткий вариант: «Бисмиллях», либо просто произнести по-русски: («С Богом!»). Каких-то молитвенных возношений не требуется.
На кондитерских изделиях пометка «халяль» означает, что при приготовлении не использовался свиной жир.
Чтобы совесть Ваша была чиста, лучше вкушать халяльную еду только, если нет возможности купить другую пищу (или если вы находитесь в гостях у мусульман), и еда не куплена в мечети (имеется в виду, что сам православный не должен покупать еду в мечети). И, конечно же, пища вкушается только после молитвы и крестного знамения (что принято для любой пищи). В подобных случаях не стоит смущаться и бояться вкушать данную еду.
Многие не сталкивались с этим понятием и не знают, значение слова халяль (halal), увидев его на упаковке с разными продуктами. Это термин пришел к нам из ислама, в котором это понятия включает и уход за собой, и отдых, и развлечение, и питание. Практически все, что связано с деятельности человека, его жизнью при вероисповедании ислама попадает под халяль, поэтому для людей это образ жизни.
Что такое халяль
Это арабское слово, которое в переводе означает «дозволенность» или «свобода. Халяль – это разрешенная исламом пища, которая произведена в сходстве с мусульманскими правилами. Главным образом речь идет о мясных продуктах, потому что правоверным запрещается кушать мясо с кровью и свинину, обезьян (по Корану это проклятые Аллахом люди). Также учитывается способ убийства животного, его нужно проводить с соблюдением специального ритуала: нужно успокоить скотину, обязательно помолиться, убить очень быстро и безболезненно. Такое мясо называется халяльным.
Продукты халяль
Правоверные исламисты употребляют продукцию, которая сделана по специальным правилам. Существует список разрешенных и запрещенных блюд. Халяльные продукты следующие:
- Ягоды, овощи, фрукты и их производные.
- Все варианты еды, которая не попадает под «Харам» (запрещенные).
- Морская и речная рыба: угорь, сом, осетрина.
- Саранча
- Молочные продукты, молоко. Исключение составляет только некоторые запрещенные компоненты: йогурт с желатином в составе, который получен при вываривании костей животных.
- Мороженное.
- Маргарин из растительных жиров.
- Напитки без алкоголя, включая квас в разумных пределах, безалкогольное пиво.
- Соя, фасоль.
- Халяльное мясо.
- Цветная капуста.
- Орехи, злаки.
- Сыры.
- Сладости, конфеты без содержания алкоголя. Исключением является продукция, в которой используется чистый спирт, а не ром, коньяк и т.д. Чистый спирт в исламской вере скверной не считается.
Список запрещенных продуктов
В Коране написаны все варианты еды, которую нельзя употреблять верующим людям. Халяльная пища готовится по определенным правилам. Ниже приведен примеры того, что верой запрещено употреблять:
- кровь животных;
- эмульгаторы и красители;
- мясо животных, забитых не по исламский традициям, питавшихся харамными продуктами;
- любые железы внутренней секреции животных, желчные/мочевые пузыри, гениталии;
- животные, погибшие от удушения, падения, удара, удара молния или тока, умершие естественной смертью;
- дополнительное сырье из жира, костей, мяса харамных животных: желатиновые загустители, оболочки сосисок, колбас;
- алкоголь в качестве напитка или компонента при приготовлении блюда;
- рыба, погибшая естественным образом;
- любых хищных птиц с когтями;
- халяльные продукты, которые соприкасаются с харамными;
- сладости с алкоголем в составе;
- ящерицы, ежи, черепахи, змеи, скорпионы, кошки, собаки, мыши, крысы, гиены.
Халяльное мясо
Когда о халяле говорят в быту, то часто имеют в виду мясо. Халяльное питание подразумевает особую процедуры подготовки, которая включает некоторый ритуал и должно соблюдать два важных условия: не являться харамом и забой животного должно пройти по канонам Корана. Мусульмане научились готовить великолепные блюда из такого мяса. Необходимо соблюсти во время забоя следующие нормы:
- Нужно прочитать сначала молитву, после этого сразу перерезать сонную артерию. Нож при этом, который используют для забоя, должен быть гладким, без зазубрин. Скотина должна полностью истечь кровью. Те остатки, которые есть в туше после всех этих процедур считается дозволенной.
- Затем удаляются нервы, некоторые сухожилия.
- При готовке домашнего блюда, к примеру, плова, нужно сначала мясо присолить, потом ополоскать, чтобы избавиться от остатков крови.
Какие виды мяса относятся к халяльному
Существуют ощутимые отличия от обычного мяса, особенно это касается правил производства. К разрешенным сортам относятся следующие варианты:
- курица, индейка;
- кролик;
- говядина;
- верблюжатина, козлятина, баранина;
- перепела, цапля, утка;
- гуси, куропатки, страусиное мясо;
- буйвол, антилопа, оленина.
Особенности промышленного производства халяльного мяса
Пища из халяльного меню – это не просто религиозная составляющая, но и чистые продукты, которые отвечают необходимым требованиям. При промышленном производстве соблюдаются следующие правила:
- проводится тщательный контроль на каждом этапе, чтобы были соблюдены все санитарно-гигиенические нормы.
- К животным особое отношение до убоя, во время и после.
- Откорм проводится только натуральным кормом (запрещены ГМО, добавки, гормоны).
- Животное должно быть абсолютно здоровым.
- Обязательно должна быть проведена короткая молитва перед забоем.
- Проводится убой исключительно перерезанием сонной артерии.
- Кровь удаляется максимально полностью только естественным методом, чтобы получить приятный и тонкий вкус. Эта же процедура помогает значительно снизить вероятность развития бактерий.
Есть еще правила, которые нужно соблюдать во время производства.
Слово «халяль» происходит от арабского «al-halal», что означает «разрешенное». В основном это понятие у мусульман относится к мясу. Например, ислам запрещает употреблять в пищу свинину, мясо с кровью, мясо животных, умерших своей смертью или задушенных, и тех, кого забивали, не произнося при этом имени Аллаха. Нельзя также есть мясо наземных хищников – например, тигра или волка. Под запретом находится и употребление некоторых частей тел животных, таких как гениталии, эндокринные железы, желчный пузырь.
Кошерной (кашерной) пищей в иудаизме называется еда, соответствующая кашруту – системе ритуальных правил, в свою очередь, соответствующих заповедям Торы. Так, в пищу разрешается употреблять мясо травоядных животных, являющихся одновременно жвачными и парнокопытными. Это, например, коровы, овцы, козы. А вот мясо свиньи, зайца или верблюда есть возбраняется. Что же касается птицы, то по традиции иудеи употребляют в пищу только домашних птиц – кур, уток, гусей, индеек и голубей. Забой скота и птицы тоже должен производиться с соблюдением множества правил. Кровь употреблять в пищу запрещено, поэтому мясо должно быть обескровленное. Рыба считается кошерной, если у нее есть чешуя и плавники. Поэтому некоторые виды рыб (сом, осетр, угорь, акула) не кошерны, и их икра тоже. Не кошерны также киты и дельфины, так как они не имеют чешуи, любые моллюски и ракообразные, поскольку у них нет ни чешуи, ни плавников. Категорически запрещено есть насекомых, земноводных и пресмыкающихся (Тора называет их шерец – нечисть).
Сегодня в России нередко можно встретить в продаже продукты с маркировкой «кошер» или «халяль». Причем продаются они не только в специализированных торговых точках. Многих православных интересует, можно ли покупать и есть такие продукты.
Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.
Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», - а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру - я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»
А потому религиозные пищевые запреты - одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило - религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.
Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… ». И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (). По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?
Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства. Святой Константин (Кирилл) , просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» (Втор. 32, 15). Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу (). Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.
А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» ().
«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»
Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» (), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.
Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек - существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое «алкание», всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет «питанием» и зависимостью от него. Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом - царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»). А потому высшая точка в человеческом поиске Бога - Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой (). Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.
Если мы осознаем литургический смысл поста, т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.
В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (). То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.
Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?
Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.
Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.
И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?
Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).
А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.
Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», - чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное - то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии - всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» ().